К юбилею В.Шарпатова. Из сочинения ученика

Владимир Ильич Шарпатов – это мой современник, с биографией, которой можно гордиться. О себе он рассказал в своей автобиографической книге.  Будущий Герой России, В.И.Шарпатов родился  21 марта  1940 года в посёлке Красногорский Звениговского района Марийской АССР в семье шофёра. После школы поступал в лётное училище, но с первого раза не прошёл. Работал столяром, шофёром, как отец, затем все же поступил в Казанский авиационный институт на дневное отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское лётное училище гражданской авиации. В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень, где работал много лет в аэропорту «Рощино», в том числе и на международных маршрутах. После Академии гражданской авиации продолжил службу в авиации, честно выполняя свой гражданский долг. Товарищи всегда ценили Владимира Ильича за трудолюбие, открытость, честность, прямоту. 30 лет он был в авиации и не думал, что в один миг все может перемениться, и жизнь его самого и его экипажа окажется на волоске от гибели. Как же это произошло? 3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами. Более года  члены экипажа самолёта находились в плену, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Правда, связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не увенчалась успехом. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.  При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Так спустя 1 год и 13 дней, 16 августа 1996 года, экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг — побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ.  После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов». Будучи бескомпромиссным и принципиальным человеком, Владимир Ильич безуспешно пробовал добиться восстановления на работе, даже через суд. Но все усилия были тщетны. Тогда В.И.Шарпатов уехал в город Тюмень, где по распоряжению Губернатора Тюменской области В. И. Шарпатову выделили большую квартиру в центре города. Лётчик вновь сел за штурвал. В нашей школе В.И.Шарпатов был несколько раз. К сожалению, в последний раз это было почти 7 лет назад на встрече со старшеклассниками и  на Конференции отцов. Тогда я учился в начальных классах и не мог встретиться со знаменитым земляком. Я горжусь тем, что живу в городе, где живет В.И.Шарпатов, я рад, что узнал сам и познакомил младших школьников  с тем, когда и за что командиру корабля В.И.Шарпатову и второму пилоту его экипажа было присвоено звание Героя России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Я рад, хоть и заочно, поздравить знаменитого летчика с юбилеем! В 2010 году вышел фильм «Кандагар», который я с удовольствием посмотрел.  Это остросюжетная кинокартина. Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться». Прототипом вымышленного персонажа, выступающего координатором и спонсором побега российских лётчиков, является  Виктор Бут. Главную роль (В.И.Шарпатова) исполняет известный российский актер А.Балуев (по фильму его героя зовут Карпатов В.И.), В.Машков сыграл роль второго пилота Серёги (прототип — Г.Г.Хайруллин), роль штурмана Александра исполнил А.Панин. Итогом же моей работы над проектом стал видеофильм на основе художественного фильма «Кандагар» и рассказ о Герое России перед учениками младших классов МАОУ СОШ № 22.

Читайте также: