Жизнь и досуг детей Сибири в годы Великой Отечественной войны. Часть 3. Труд, выносливость и смелость

Из воспоминаний учителя: «Шла война и кто знал, сколько она еще продлится, да и послевоенным годам потребуются сильные, выносливые молодые люди, чтобы поднимать Ленинград и другие регионы нашей страны. Поэтому физической подготовке уделялось большое внимание».
В Сибири в ноябре 1941 года в школьную программу ввели новый предмет — сельхозобразование. Занятия проходили по следующим темам: планирование участка и подготовка его к севу, посев сельхозкультур, наблюдение за развитием растений, уход за ними, сбор и хранение урожая. Бригады школьников города Тюмени и Тюменского района работали на сельскохозяйственных работах не только у себя в селах и городе, но и за их пределами, например, выезжали на такие работы в Исетский район.
В городе Тюмени в школах дети умели сочетать свою отличную учебу с широким кругом общественных интересов. В 1941 году, с момента начала войны, дети стали заниматься в кружке по военной подготовке, изучать шоферское дело, помогать на железной дороге в службе пути.
В Абатском районе был организован кружок кройки и шитья. Девочки учились кроить и шить, а также вязать. Старшие вязали младшим кофты, варежки и шапки. В Маслянском (ныне Сладковском) районе действовали технические кружки — радио, фото.
На протяжении всего периода войны, помимо распространенных повсеместно мастерских — столярных, сапожных и швейного дела, наблюдались другие направления детского творчества. Например, в Армизонском районе действовали еще жестяная и игрушечная мастерские, кружок художественной вышивки, в Голышмановском — корзиночная, в Исетском районе — гончарная и ложкарная, в Ишимском районе- художественной вышивки, изделий из рогоза, в Ялуторовском районе — мастерская деревянной игрушки, Маслянский (ныне Сладковский) район — игрушки из папье-маше.
Война предъявила повышенные требования к военно-физической подготовке учащихся. В школах вводилась допризывная военная и физическая подготовка, которая оказала положительное влияние на всю учебно-воспитательную работу школы. Большое распространение в эти годы получили военные игры, походы и военно-спортивные кружки. Занятия в школах по тактике и строевому делу, как правило, проводились на улице. Материальная часть — оружие усваивалась учениками на хорошо и отлично.
В Сибири особое значение имела физическая подготовка молодежи. В городе Тюмени в июле 1941 года на стадионе общества «Спартак» прошел Всесоюзный день физкультурника- день проверки физической закалки и боеспособности молодежи. А в феврале 1942 года — традиционный профсоюзно-комсомольский лыжный кросс имени XXIV годовщины Красной Армии. Лыжный кросс — это общественный смотр боевых резервов Красной Армии. В мае 1942 года состоялся первый футбольный матч на стадионе «Динамо». В декабре 1943 года на катке общества «Спартак» состоялись соревнования по скоростному бегу на коньках среди школьников.
В декабре 1944 года в городе Тюмени и других городах, и районных центрах состоялась эстафета сильнейших команд и лыжные соревнования физкультурных коллективов и добровольческих обществ, в которых приняли участие свыше 3 000 лыжников. Этим праздником был открыт лыжный спортивный сезон в области.
Каждый комсомолец должен был быть активным физкультурником, добиваясь мастерства в различных видах спорта. В школах велся предметный кружок: физическая культура. Для юношей и девушек организовывали спортивные соревнования, кроссы, смотры военной и физической подготовки. Устраивали соревнования между учащимися на лучшую стрельбу и гранатометание. При школах работали следующие кружки: «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Готов служить отечеству» (ГСО), «Всегда готов служить отечеству» (ВГСО), «Юный ворошиловский стрелок» (ЮВС), военно-строевые, гранатометчиков, рукопашного боя, истребителей танков, стрелковые, мотоциклистов, гимнастические, юннатов, географические.
В Маслянском (ныне Сладковском) районе в детском доме дети занимались баскетболом, волейболом, футболом, играли в настольные игры: шахматы, шашки, домино. В зимнее время дети катались на лыжах и коньках. Лыжный спорт- любимое и необходимое занятие ребят во время зимних каникул в Сибири. Например, в городах Тюмень, Ишим, Тобольск зимой 1945 года проводились массовые лыжные соревнования. Кроме того, во всех школах проводились соревнования конькобежных и хоккейных команд.
В Аромашевском районе работал кружок физической культуры, проводились физкультурные походы — на лыжах в марте, в июне по берегам реки. Дети Сибири в годы войны ходили на рыбалку и в походы на озера и реки, изучали природу. В Ялуторовском районе в туристических походах учащиеся собирали гербарии, составляли топографические карты, фотографировали, зарисовывали окружающую местность. Дети-краеведы выступали с докладами, писали рефераты на исторические и географические темы, выпускали стенгазеты, устраивали тематические вечера. Проводился кружок сандружинниц для девушек, где обучали навыкам оказания первой помощи раненым.
Военно-патриотическая тематика находила широкое отражение в деятельности кружков художественной самодеятельности. Школьные самодеятельные коллективы обеспечивали своими концертами школьные праздники, колхозы, население поселков, воинские части, госпитали.
Подвиги учителей в годы Великой Отечественной войны подтвердили глубокую мудрость истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения! Воспитать патриота и гражданина, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям!
«Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли …страну к звездам. Вот какие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!» (С. Михалков об учителях той поры).
Автор статьи: Кузьмина Марина Николаевна (мама Ряписова Вячеслава, ученика 8 «Ж» класса)