Жизнь и досуг детей Сибири в годы Великой Отечественной войны. Часть 1. Школа и внеурочная деятельность

Великая Отечественная война. Победа… Об этом мечтали все. И победа пришла через 1418 дней. Но не величественная, в лавровом венке победителей, а скорбная, потому что слишком дорогой ценой досталась. Нужно чтить свое прошлое!

Для людей того времени — это жизнь, тревожная, полная лишений, горя, но жизнь. Для нас, их потомков, этот период – история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда.

На протяжении всего периода Великой Отечественной войны, жители Сибири, несмотря на личные трагедии каждого, организовывали вещевые лотереи, сбор теплых вещей, посылок на фронт. В Сибирь были эвакуированы заводы, фабрики, различные учреждения. А ко всему к этому, в Сибирь увозили от войны, от смерти детей. Детей разного возраста, голодных, напугано-надломленных, ранее видящих пикирующих бомбардировщиков, разрывы снарядов и смерть взрослых и своих сверстников. И Сибирь приняла этих детей с добротой, с особой сердечностью. Местные взрослые и дети делились с эвакуированными детьми последней одеждой и едой, помогали с ремонтом обуви, которой очень не хватало, разделяли кров.

В годы войны дети и подростки во внеурочное время занимались сбором книг и лекарственных трав на фронт, сбором теплых вещей на фронт, сбором денег для бойцов Красной армии, работали на колхозных полях, помогали в уборке урожая, выгрузке барж и многом другом. Помогали семьям фронтовиков, инвалидам Красной армии. Организовывали концерты и сбор металлолома, деньги от которых поступали на фронт и в пользу эвакуированных детей.

Осенью 1941 г. школьники пионеры Сибири организовали тимуровскую команду, готовили подарки бойцам Красной армии, отправляли на фронт посылки. Подготавливали дрова, расчищали снег тем, кто нуждался в помощи, в том числе для престарелых родителей бойцов Красной армии. В госпиталях тимуровцы помогали ухаживать за раненными и писать письма домой. Например, в г. Тобольске пионеры шефствовали над домом инвалидов войны. В Бердюжском районе тимуровцы выступили инициаторами сбора свежих овощей для госпиталей. Собрав 8,5 ц. овощей, они послали свою делегацию в г. Ишим для передачи подарков бойцам. Пионеры заботливо обставляли здания, отведенные под госпитали, оформляли палаты, комплектовали библиотечки из личных книг, беседовали с больными, читали им книги, писали письма родным.

Школьники городов Тюмени, Ялуторовска, Ханты-Мансийского округа активно участвовали в патриотическом движении народный фронт. В целом, школьниками области было собрано в фонд обороны 1 777 733 руб. Кроме того, тимуровцы отдавали свои личные сбережения и накопления на строительство боевых машин.

Школы Сибири в период Великой Отечественной войны играли огромную и важную роль в жизни советского общества. Во всех школах во время каникул проводились елки, вечера отличников, лыжные вылазки, вечера самодеятельности и многое другое. Они, помимо всего прочего, организовывали общественно-полезные работы, досуг и культурно-оздоровительный отдых детей, в том числе для эвакуированных детей из прифронтовой полосы организовывали праздничные утренники, Новогодние каникулы, оздоровительные площадки и устраивали их в пионерские лагеря.

Велика была роль института усовершенствования педагогов школ. Плодотворную работу с учителями школ проводили районные и городские педагогические кабинеты. Его сотрудники выезжали на места: читали доклады, лекции, проводили консультации, составляли инструктивно-методические письма, изучали и обобщали опыт работы. В 1942-1943 гг. педагогические кабинеты имелись во всех городах и районах Тюменской области. Педагоги проводили консультации, семинары, совещания, на которых обсуждались важнейшие вопросы обучения и воспитания детей. Опыт лучших учителей популяризировался по радио, через печать. Регулярно выпускалась методическая бюллетень. Оформлялись витрины по темам: «В помощь классному руководителю», «В помощь военруку».

Педкабинеты использовали и такую форму методической работы, как мобилизация всего педколлектива на разработку наиболее актуальных педагогических тем. Эта форма работы оказалась весьма эффективной. Коллективная разработка отдельных тем вовлекла в активную деятельность всех членов коллектива, повышала тем самым методическую подготовку каждого, способствовала выработке единства педагогического воздействия на учащихся, а обсуждение результата работы на совещаниях учителей района и города содействовало распространению лучшего опыта и повышению качества работы. Таким образом, в военные годы обогатилось и углубилось содержание методической работы, многообразнее стали ее формы.

Большой патриотическо-воспитательный эффект производили встречи пионеров с живыми свидетелями боевых сражений. В своих выступлениях участники Великой Отечественной войны приводили захватывающие эпизоды из своей фронтовой жизни и жизни боевых друзей. Они ярко и убедительно рассказывали о беззаветной преданности бойцов своей Родине. На примерах славных боевых сражений, учащихся получали идейную и нравственную закалку, стремились быть достойными старшего поколения, учились мужеству и стойкости.

В Упоровском районе оживленную переписку вели ученики школ с бывшими учителями, фронтовиками. Письма с фронта читались в классах, обсуждались на комсомольских собраниях и пионерских сборах. Они способствовали идейному формированию учащихся, конкретизируя сообщения газет и радио, слова учителя. Живое слово с фронта вселяло новые силы, укрепляло в детях уверенность в победе, помогало преодолевать трудности и лишения, закаляло дух.

Война нанесла большой удар по всей системе образования. Были разрушены сотни школьных зданий, а в уцелевших школах размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях газет, а рассказ учителя заменял учебники. Учителя – скромные герои, которые продолжали воспитывать и обучать детей в годы Великой Отечественной войны.

Автор статьи: Кузьмина Марина Николаевна (мама Ряписова Вячеслава, ученика 8 «Ж» класса )

Если вы хотите подробней ознакомиться с первоисточниками, использованными в цикле статей, предлагаем вам список используемой литературы, который прикрепляем во вложении.

Читайте также: