8 февраля – День российской науки и день рождения Д.Менделеева
День российской науки был учрежден указом Президента РФ 7 июня 1999 года. Праздник впервые стал отмечаться во время празднования 275-летия Российской академии наук. В 2024 году Дню российской науки исполнилось 25 лет. Он приурочен к дате основания Петербургской академии наук, учрежденной по повелению императора Петра I указом Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. Глубоко символично, что День российской науки празднуется в день рождения нашего именитого земляка, великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, у которого в этом году юбилей – 190 лет со дня рождения.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – пламенный патриот России, выдающийся ученый-энциклопедист, педагог-просветитель, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1876), доктор наук (1865), профессор (1864). Прежде всего, он ученый – открыватель периодического закона и создатель Периодической системы химических элементов. Мы знаем его как выдающегося химика, однако его интересы выходили далеко за рамки химии. Они поражают своим разнообразием: физика, метрология, геология, промышленность, образование. Если оценивать исторического деятеля по оригинальности идей, то, несомненно, Д.И.Менделеев не только признанный ученый мирового уровня, но и крупнейший педагогический мыслитель своего времени, к тому же он по праву стоит в ряду выдающихся русских педагогов. Среди его богатейшего научного наследия и фундаментальные учебники по химии, и статьи по животрепещущим вопросам образования. Более 40 его работ посвящено проблемам начальной, средней и высшей школы, подготовке учителей. Многие высказанные им предложения поразительно актуальны. Осознание того, кем являлся ученый для отечественного образования, было присуще и его современникам. В 1907 году профессор С.И.Залеский подчеркнул, что «в лице Д.И.Менделеева воскресает как бы второй Ломоносов, берет на себя наследие своего великого предшественника и, умножив в стократ, передает с сознанием исполненного гражданского долга благодарному потомству. Им создан и начертан продуманный и своеобразный план развития народного образования, и с этим планом и обосновывающими его доводами и соображениями не могут не считаться и на будущее время не только наши педагоги и передовые люди, но и лица, и учреждения, которым вверена ближайшая забота о просвещении в России».