Приложение «Заступник» — бесплатный сервис оперативного реагирования на ЧС. Это отечественное приложение в области безопасности детей. Разработчики обещают расширять возможности «Заступника» и постоянно его развивать. Слоган сервиса: «Все ради одной минуты». Принцип действия. Основная функция приложения заключается в быстром оповещении об опасной для ребенка ситуации лиц круга доверия.
Круг доверия формирует родитель из числа взрослых, с которыми была осуществлена договоренность о помощи ребёнку в случае беды: тренеры, родственники, соседи, педагоги, знакомые работники сферы обслуживания и прочие взрослые, которым родитель доверяет).
Ребенок трёхсекундным нажатием на зеленую кнопку заявляет
о необходимости в помощи взрослого. Сигнал поступает на смартфоны взрослых, которые находятся относительно недалеко от ребенка, и оператору. В момент, когда взрослый и оператор отреагировали, включается аудиозапись происходящего вокруг ребенка.
Если по аудиозаписи оператор понимает серьезность происходящего, он подключает специальные службы.
Если родители или круг доверия по каким-либо причинам не могут незамедлительно помочь, то они перенаправляют сигнал в сообщество «Заступник» — сотрудники Полиции, Росгвардии, МЧС, ЧОП, волонтеры, члены поисковых отрядов, общественных организаций, которые оказались вблизи происшествия, получают мгновенный сигнал и могут быстро оказать необходимую помощь ребенку. Идущий на сигнал видит на карте приложения, где находится ребенок, слышит в режиме онлайн что вокруг него происходит, может построить до него маршрут.
Отличие от функционала смарт-часов: приложение дает возможность передавать сигнал бедствия дальше, и к помощи подключатся другие пользователи приложения, среди которых могут оказаться врачи, полицейские и т. д.Чем больше абонентов войдёт в новую экосистему, тем больше шансов, что в экстренной ситуации, когда ребёнок находится далеко от дома, ему сможет помочь даже абсолютно посторонний человек, который со своего смартфона прочитает сигнал. Таким образом в населенном пункте формируется сообщество неравнодушных, готовых прийти на помощь людей – заступников.
Что необходимо? Для работы приложения необходим самый простой смартфон с сотовой связью (интернет) и включенной геолокацией.
Опыт. Проект апробации приложения стартовал в городе Омске в июне 2022 года. Проект представили общественности, доработали и запустили
в школах с начала учебного года.
В апробации этого приложения участвовали все школы города Омска, это более 140 учреждений.
Задача была поставлена директорам школ и далее отработка шла через классных руководителей.
14.12.2022 г. ФГБУ «Росдетцентр» была организована рабочая встреча с разработчиками приложения с целью получения объективной информации о состоянии, результатах и практике работы образовательных организаций г.Омска по внедрению этого приложения.
На встрече присутствовали: Кулачек Ирина Алексеевна, заместитель директора департамента образования Администрации города Омска, заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 10» Перницкая Ольга Григорьевна, Александра Огородникова, региональный координатор проекта Навигаторы детства в Омской области и другие советники, школы которых участвовали в проекте, но они не курировали это направление.
Представитель городского департамента образования, курирующий эту тему, выступила с информацией о том, как была организована работа по распространению информации на школы.
Разработчики приложения также ответили на ряд вопросов, с которыми столкнулись директора и классные руководители школ при информировании родителей (приложение 1).
В результате совместного обсуждения и анализа пилотной апробации приложения в Омской области, было высказанопредложение о включении советников директора по воспитанию в сопровождение данного проекта. Акцент участия советников должен быть поставлен на работу с родительской общественностью и в направлении обучения личной безопасности детей. Были определены возможные инструменты развития проекта «Заступник» и распространение на 2-3 новых региона.
Приложение 1. Частые вопросы родительской общественности:
1.Присутствует сомнение, что в экстренной ситуации ребенок сможет достать телефон и нажать кнопку.
Ответ: можно и необходимо приучить ребенка держать кнопку наготове, например, если предстоит идти по темному переулку.
2. Где будут храниться данные пользователей? Кто будет отслеживать данные детей?
Ответ: использование личных данных защищено законодательством РФ. Все данные будут храниться на российских серверах и будут защищены самым современным программным обеспечением. Данные пользователей будут использоваться исключительно для работы приложения «Заступник». В каких-либо иных целях эти данные использоваться не будут могут быть затребованы только по решению суда. Объём личных данных не превышает объёма данных, вводимых при регистрации в приложениях доставки еды или вызова такси.
3. Где взять информацию,что делать взрослому?
Ответ: важнейшей задачей нашего проекта, помимо обеспечения эффективного взаимодействия самого мобильного приложения и сообщества вокруг него, является развитие образовательно-просветительского направления. Мы хотим, чтобы дети и их родители знали, как правильно себя вести в различных ситуациях, научились избегать и предупреждать возможные опасности, которые могут произойти с ребенком. Для этого мы планируем распространять обучающие материалы, статьи, видеоуроки
и т.д.
4. Как происходит фильтрация ложных вызовов?
Ответ: когда ребенок нажимает кнопку вызова помощи, первыми сигнал получают в приложении взрослые люди из «круга доверия ребёнка» — родители/бабушки/дедушки/дяди/тети, которые увидят в какой геолокации находится ребенок и смогут услышать и увидеть, что вокруг него происходит. И только после того, как родители оценят реальную обстановку, они будут принимать решение о том, стоит ли обратиться за помощью к Сообществу сервиса «Заступник» (волонтеры, добровольцы, экстренные службы, скорая помощь, Росгвардия, МЧС), а также скоординировать их действия по предотвращению возникшей угрозы.
Таким образом, цепочка «Ребенок — Круг доверия — Сообщество» позволит избежать большинства ложных вызовов. Перед началом использования приложения «Заступник» родители и дети будут предупреждены об ответственности за ложный вызов, а также получат подробную обучающую инструкцию, как и в каких случаях использовать «Заступник».