Жизнь и досуг детей Сибири в годы Великой Отечественной войны. Часть 2. Художественная самодеятельность

Из воспоминаний учителя: «Для формирования здоровой, волевой личности особенно дорого сохранить радостные воспоминания о детстве. Это нас заставляло обратить усиленное внимание на создание уюта в детских учреждениях, на развитие художественной самодеятельности детей, на организацию детских праздников…»

Школа в военное время не только учила, но и помогала не упасть духом, сохранить веру в жизнь. Учителя героически трудились и на фронте, и в тылу.

Во время Великой Отечественной войны дети Сибири участвовали в районных и городских выставках. Весной 1942 года в городе Тюмени прошла общегородская выставка стенгазет промышленных предприятий, школ и учреждений города. Подобные выставки помогали улучшить работу стенной печати. А на выставке в Сорокинском районе в 1943 году, на наглядно оформленных стендах дети отображали всю свою жизнь- в рисунках, диаграммах, альбомах, художественных выставках и поделках из природного материала (березовая кора, трава, цветы). Экспонаты огородов привлекли на выставке всеобщее внимание своими размерами и весом. Выступил ансамбль русской песни и пляски.

В 1944 году в городе Тюмени возобновил свою работу клуб железнодорожников. Возобновили работу драматический, хоровой, хореографический и художественный кружки. В областном доме народного творчества открылась художественная студия.

Для сирот войны, обделенных лаской, видевших тяжелую изнанку жизни, просто необходимо было в первую очередь почувствовать свою полноценную взаимосвязь с обществом. Отчеты директоров детских домов, хранящиеся сегодня в архивах, не приуменьшают роль в воспитании детей творческих и предметных кружков: рукодельные, драматические, хоровые, литературные, математические, исторические, художественные. В 1944 году были проведены смотры художественной самодеятельности как внутри детских домов, так и районные. Много было выявлено одаренных детей.

Дети во все времена любили рисовать. В годы войны рисовали ребята на бересте, стекле, фанере, газетах, дереве, делают росписи глиняной посуды, бараньих рогов, ваз и тарелок из папье-маше.

Из воспоминаний зрителя: «Сцена сельского клуба была ярко освещена керосинками…Тени от фигур артистов на сцене большие, колыхающиеся…Вблизи слышно, как потрескивают полотняные фитили в лампах».

Кружковцы Бердюжского района за первое полугодие 1942-1943 учебном году дали 3 постановки «Машенька», Связисты», «Огненная точка» и несколько концертов. Многие школы практиковали проведение платных вечеров, сбор от которых поступал в фонд обороны или в фонд помощи детям фронтовиков. В Исетском районе также прошли 3 платных концерта, а собранные средства передали в фонд обороны.

В городе Тобольске в войну работали некоторые очаги культуры. Школьники никогда не пропускали документальные и художественные фильмы в кинотеатре «Победа». Работал драмтеатр, размещавшийся в знаменитом «Теремке». Началу спектаклей всегда предшествовало выступление небольшого оркестра. И в школах города Тобольска была отличная самодеятельность. Ставили пьесы Островского, Гоголя и других.

В 1944 году в городе Тюмени открылась детская музыкальная школа. В ней начали свою работу классы фортепиано, баяна и скрипки.

Юноши и девушки проводили музыкально-литературные вечера. В программе была обязательная лекция, большой концерт, песни, чтение стихов и, конечно, танцы. Танцевали под радиолу. Пластинки приносили сами, у кого были. Популярностью пользовались вальс, краковяк, фокстроп, па-де-спань, па-де-катр, полька-бабочка.

Автор статьи: Кузьмина Марина Николаевна (мама Ряписова Вячеслава, ученика 8 «Ж» класса)

Если вы хотите подробней ознакомиться с первоисточниками, использованными в цикле статей, предлагаем вам список используемой литературы, который прикрепляем во вложении.

Читайте также: